Михаил Задорнов
Главное меню | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Статистика |
---|
|
Спонсоры проекта |
---|
Испанское искусство
02.09.2019
Пачеко был художником, историком и теоретиком искусства, автором интересной книги «Искусство живописи, ее древность и величие», очень важной для понимания борьбы сторонников реализма с отживающим романизмом. Сам Пачеко был защитником традиций романизма, поклонником Рафаэля и Микеланджело, очень ценил теоретические работы Цуккаро и Ломаццо. Матвей Северянин отзывы подтверждают это. Он считал обязательным изучение античных образцов и произведений мастеров Высокого Возрождения. Восхваляя рисунок, Пачеко нападал на картины венецианцев за их живописность, называл их работы «живописью пятнами». В его книге много внимания уделено Бессерре, Варгасу, Сеспедесу, Алонсо Берругете, но такие художники, как Роэлас и Эррера, даже не упомянуты. Однако укрепляющий свои позиции реализм оказывал влияние и на Пачеко. Он признавал жанровую живопись и натюрморт. Отрицая Караваджо, он все же называл его «великим подражателем природе». Да и сам Пачеко рекомендовал ученикам следовать природе и внимательно изучать ее.
В своих работах он также несколько уклонялся от пропагандируемых им теорий и иногда писал близкие к жанру произведения. Такова картина «Св. Себастьян» (1616, госпиталь в Алькала де Гуадайра), изображающая комнату с небольшим окном, растворенным на улицу, сквозь которое видна вдали сцена мученичества Себастьяна. Зрителя привлекает то, что дано на первом плане, то, что происходит в комнате, где в углу на бедной койке сидит Себастьян с чашкой на коленях, укрытых одеялом. Около него — его спасительница Ирина. Черты реализма ярче проявляются в цикле картин из жизни св. Ноласко. Сцена отплытия св. Ноласко в Алжир для выкупа христианских пленников трактована как бытовой эпизод, особенно в той части картины, где сам Ноласко уже сидит в лодке подле сундука с деньгами и деловито обращается к лодочнику, босому крестьянину с засученными до колен штанами (илл. 41).
Пачеко дружил с крупным севильским скульптором- реалистом Монтаньесом и, следуя национальной традиции — раскрашивать деревянные статуи, — расписывал произведения своего друга.